Довольно часто при контрольном осмотре автомобиля, диагностируется посторонние шумы в рулевой рейке. Автолюбители обычно задают вопрос – насколько опасны эти звуки и нужно ли производить ремонт сейчас или можно подождать? Чтобы ответить на этот вопрос нужно понимать, что же все таки стучит в рулевом механизме?
Основной причиной посторонних звуков в рейке является износ пластиковых втулок, в которых установлен зубчатый вал. Поначалу зазор незначительный и проявляет себя еле слышимыми постукиваниями, которые может заметить только опытный автомеханик. Но обычно после первых проявлений, стук начинает быстро прогрессировать и через непродолжительное время на него начинают обращать внимание водитель и пассажиры автомобиля.
Объясню, почему так происходит:
На новом механизме, зазор между втулками и рулевым валом практически отсутствует, но по мере эксплуатации из-за возвратно поступательного движения происходит износ материала втулок. По мере увеличения осевого зазора между деталями рулевой рейке при движении автомобиля, к продольному перемещению вала добавляется осевое на величину зазора между втулкой и рулевым валом. Это осевое перемещение носит ударный характер и значительно ускоряет износ деталей. И самое плохое – чем больше становится зазор, тем больше становятся ударные нагрузки и тем быстрее втулки выходят из строя.
Если продолжать эксплуатировать автомобиль с изношенными втулками, то зоне контакта начинает изнашиваться метал рулевого вала. Когда стук только появился, ремонт обычно заключается только в замене втулок, но если пошел износ рулевого вала, то заменой одних пластиковых втулок уже не обойтись. Чтобы отремонтировать рулевую рейку, потребуются дополнительные операции:
Шлифовка рулевого вала в размер максимального износа (измеряется минимальный диаметр вала в зоне износа, и весь рулевой вал пришлифовывается в этот размер)
Изготавливаются нестандартные втулки
Подбираются новые сальники под новый диаметр
Кроме того при значительном зазоре в паре рулевая рейка- втулка, через сальники начинает подтекать жидкость ГУР. Если уровень жидкости упадет ниже критического, то насос ГУР начинает работать на сухую и выходит из строя, что на порядок поднимет планку стоимости ремонта!