Качественное охлаждение двигателя, в совокупности с другими системами, обеспечивает его правильную работу. Именно поэтому правильный выбор и совместимость антифризов волнует многих автовладельцев.
Эксперты советую использовать охлаждающие жидкости с оригинальной маркировкой, то есть однозначно рассчитанные под конкретный мотор, или их аналоги от известных производителей с указанием допуска. Разрешение даёт именно этот цифробуквенный код, который приводится, если жидкость прошла испытания и рекомендована заводом. Но не всегда такой подход работает. Ограничения могут появиться по бюджету, не каждый готов заливать дорогие продукты, а также из-за снятия с производства антифризов для старых моделей машин. Приходится разбираться в технике вопроса, благо тема давно известна и проблемы не существует.
В состав автомобильной охлаждающей жидкости (ОЖ) входят:
• основа, чаще всего это этиленгликоль, иногда пропиленгликоль;
• присадки различного назначения, антивспенивающие, моющие, красители и стабилизаторы свойств, но главное – способ сохранения деталей от коррозии;
• дистиллированная вода, с помощью которой выводится вязкость раствора и определяется температура начала замерзания.
С точки зрения смешивания различных составов надо знать, не вступят ли в конфликт присадочные пакеты, допустимо ли смешение основ и каковы будут свойства получившейся жидкости. С первыми двумя критериями всё ясно. Присадки примерно одинаковые в каждом классе товарных продуктов, основы смешивать допустимо, но нежелательно, а вот по поводу характеристик надо помнить, что они определяются качеством наихудшего из компонентов. Историю с ложкой дёгтя в бочке мёда никто не отменял.
Многие считают, что вполне достаточно знать цвет исходного продукта. Например, красное можно смешивать с красным, зелёное – с зелёным. Но это не так:
И тут появляются розовые, которые легко перепутать с красными, хотя они имеют намного улучшенные характеристики.
Лучше во всём этом вообще не пытаться разобраться, а обращать внимание на маркировки и допуски. То есть цвет не имеет значения. Максимум, для чего он нужен – помогает избежать грубых ошибок. При этом сильно ограничивая выбор, который реально существует.
Если ограничиться двумя видами основ и двумя принципами борьбы с коррозией, то можно условно выделить несколько типов антифризов:
• классика с минеральными присадками, которые защищают металлы от коррозии, укрывая их, условно говоря, плёнкой;
• с присадками органического типа, работающими избирательно по малейшим признакам начинающейся коррозии, при этом никакие плёнки не образуются, что улучшает теплообмен;
• гибридные и лобридные антифризы, совмещающие оба типа присадок, поскольку у каждой из них можно найти свои достоинства, а названия отличаются в зависимости от преобладания тех или иных веществ;
• улучшенные продукты на полипропиленовой основе с долгим сроком службы и комплексными присадками.
Пока лучше всего получается у компании VAG, короткими обозначениями которой многие продолжают пользоваться. У них примерно так:
• G11 – устаревшая классика;
• G12 – антифризы с органическими карбоксилатными присадками;
• G12+ и G12++ - гибриды и лобриды;
• G13 – полипропиленгликолевые жидкости с подходящими для них пакетами присадок.
Достаточно удобно, хотя и не всегда соответствует истине. Но с точки зрения совместимости классификация получается вполне приемлемая.
Можно сформулировать несколько правил, которые в большинстве случаев работают, если уж не получается провести более глубокий анализ составов:
Постепенно автовладельцы привыкают, что современный автомобиль требует точного соблюдения инструкций. И в этом случае неважно, в какой цвет окрашены рабочие жидкости и как их можно смешивать. Заливается только рекомендованный антифриз с полной промывкой системы и своевременной заменой. Наносится заметка в виде ярлыка или записи в бортжурнале, после чего доливается при необходимости только тот же продукт. И уж никак не берётся во внимание цвет при сомнительном смешивании. Только класс и допуски.
Если вам есть что добавить, делитесь своим мнением в комментариях!