Многие автовладельцы, после проведенной диагностики обращают внимание на рекомендацию – «Заменить тормозную жидкость» и обычно она вызывает много вопросов.
Зачем ее менять, что с ней будет?;
У меня новый автомобиль, ему всего 3 года;
Цвет у нее нормальный, грязи нет, зачем менять?
Тормоза работают отлично, какой смысл ее менять?
Постараюсь прояснить, для чего необходимо менять тормозную жидкость в автомобиле и почему производители рекомендуют делать это один раз в два года, даже если за это время автомобиль проехал всего 1000 км.
Начнем с того почему в тормозной системе автомобилей используется именно тормозная жидкость (основа полигликолевые эфиры), а не какое ни будь масло, керосин и т.д.
Многие считают, что из за того что она не сжимается и поэтому лучше передает давление от педали к тормозным колодкам. Но это в корне неправильно, потому что все жидкости несжимаемы будь то вода, керосин, тормозная жидкость. Основными свойствами почему в гидроприводе тормозов используют именно тормозную жидкость, является ее широкий температурный диапазон, в котором вязкость тормозной жидкости остается постоянной и высокая температура кипения. Вязкость тормозной жидкости типов DOT3 и DOT4 постоянна в диапазоне от -40 до +200 градусов, этот параметр практически не меняется со сроком службы тормозной жидкости. Более важным и критичным для безопасности является температура кипения тормозной жидкости.
При движении автомобиля и периодических торможениях, тормозные диски, колодки и тормозные суппорта сильно разогреваются. Чем выше скорость и чем интенсивнее торможения, тем выше будет температура тормозных механизмов. Температура тормозных дисков может составлять 300-600 градусов, а суппорт в котором находится тормозной цилиндр и тормозная жидкость – до 150-230 градусов. Температура кипения свежей тормозной жидкости 240-250 градусов, теоретически даже свежая тормозная жидкость может закипеть при частых и интенсивных торможениях с больших скоростей, например при движении по горной дороге.
И вот мы подошли к самой сути – так зачем же менять тормозную жидкость каждые 2 года? Основой тормозной жидкости является полигликолевые эфиры, при всех их достоинствах имеющие существенный недостаток – они гигроскопичны. Гигроскопичность это свойство материала, в нашем случае жидкости, поглощать влагу из воздуха. В случае тормозной жидкости в автомобиле это происходит даже если автомобиль не эксплуатируется (стоит в гараже).
С накоплением влаги тормозной жидкостью, снижается ее температура кипения. Как я говорил у свежей она составляет 240-250 градусов, а после двух лет эксплуатации в ней накапливается 2-4% влаги и температура кипения падает до 130-180 градусов. При превышении температуры суппорта и тормозном цилиндре тормозной жидкости выше температуры кипения, влага находящаяся в тормозной жидкости закипает и образуются паровые пробки. Пар в отличии от жидкости субстанция сжимаемая и при нажатии на тормозную педаль усилие будет тратиться не на передвижение тормозных колодок к диску, а на сжимание паровых пробок. Педаль попросту провалится до пола, а торможения не будет. Тормоза пропадут. Чем это грозит на дороге, надеюсь объяснять не нужно.
Второй отрицательный момент наличия влаги в тормозной жидкости – «Ватная педаль» при отрицательных температурах. Связанно это с тем , что влага находящаяся в тормозной жидкости замерзает и препятствует нормальному движению тормозных поршней, они попросту примерзают к стенкам цилиндра. После нескольких торможений по мере прогрева тормозных механизмов это проходит, но в первые минуты движения тугая педаль может даже привести к аварийной ситуации.
Если вам есть что добавить, делитесь своим мнением в комментариях!